Накануне выборов был принят-таки закон, который ждали многие – «Об основах охраны здоровья граждан». Предполагалось, что этот документ вернет народу «доступную медицину». Однако в итоге оказалось все не так гладко.
По заверениям чиновников Минздравсоцразвития, с принятием закона медицинские услуги станут доступнее. Обещают, что все начнет меняться уже с Нового года-2012, когда закон примет юридическую силу (и продолжит улучшаться в 2013 и 2015 годах, когда заработают некоторые положения закона, требующие переходного периода).
По официальной информации, «документ формулирует новые принципы оказания медицинской помощи:
В документе также определены источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья, состав федеральной и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и порядок ее утверждения».
Но не всех удовлетворяет официальная информация, многие эксперты решили докопаться до сути вопроса. И выяснили, что основные различия между окончательной и первоначальной версией документа (даже после внесения 100 из 300 предложенных профессиональным сообществом и общественными организациями поправок) касаются лишь… полномочий этого самого профессионального сообщества. А принципиальные положения, ведущие к закреплению в стране платной медицины и способствующие, по мнению экспертов, «ускоренной деградации российского здравоохранения», остались без изменений.
Пожалуй, главный вопрос для всех пациентов – о платности или бесплатности лечения. Каким же будет оно уже завтра? К сожалению, новый закон ОФИЦИАЛЬНО ЗАКРЕПЛЯЕТ СТАТУС ПЛАТНОЙ МЕДПОМОЩИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ МЕДУЧРЕЖДЕНИЯХ.
Согласно документу, финансирование бюджетных медучреждений будет складываться из двух составляющих – некоего госзаказа на строго определенное количество работ и услуг, а также из доходов от платных услуг населению «в рамках уставной деятельности». При этом документ не содержит конкретных ограничительных требований по поводу госзаказа, отмечает ответственный секретарь Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко, «а значит, вполне закономерно, что руководители медучреждений будут стремиться его минимизировать».
Кроме того, новый закон допускает возможность изменения статуса муниципальных и государственных медицинских учреждений. По мнению главы «Лиги защиты пациентов» Александра Саверского, ЭТО ПРИВЕДЕТ К НЕУДЕРЖИМОЙ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (для учреждений которой оказание платных услуг официально станет одной из основных статей дохода), и лишению граждан их конституционного права на бесплатную медицинскую помощь.
К тому же, отмечают эксперты, в новом законе нет списка услуг, которые можно получить за деньги, и эта неопределенность также будет провоцировать медучреждения требовать с пациентов денег за то лечение, которое раньше было бесплатным.
«Статья 41 Конституции гарантирует бесплатную медпомощь в госучреждениях, но в реальной жизни это не так, – считает президент Национальной медицинской палаты, директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии при РАМН Леонид Рошаль. – Поэтому в рамках программы госгарантий должны быть сформированы два списка – «негативный» и «позитивный» – четко прописывающие, за что можно брать плату с пациента, а за что нет».
Впрочем, как признают эксперты, новый закон – рамочный, и для его реализации предстоит принять почти сотню подзаконных нормативных актов. Правда, как показывает практика, принимаются такие документы годами, и повлиять на их содержание извне уже не удается. А значит, основная канва останется прежней – с пациентов будут сдирать уже не три шкуры, а стараться снять попросту последнюю рубаху.
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
Достаточно конкретно в новом законе прописаны гарантии для больных с редкими (орфанными) заболеваниями, перечень которых будет утверждаться правительством РФ и публиковаться в сети интернет. Они будут обеспечиваться лекарствами за счет средств из региональных бюджетов и пожертвований благотворителей, что, по мнению экспертов, подвергает жизнь таких пациентов угрозе. «При столь редкой распространенности этих заболеваний федеральный бюджет может и должен сам отвечать за финансирование лечения таких пациентов», – считает ответственный секретарь Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко.
Новый закон разрешает и платные услуги по уходу за онкологическими больными, отмечает эксперт. Как следует из закона, паллиативная помощь «оказывается бесплатно в объеме и на условиях, установленных Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, а также на платной основе за счет иных источников, не запрещенных законодательством». «Зачем же тогда запрещать эвтаназию тем, у кого нет денег на паллиативную помощь и сил бороться за «гарантии» на ее получение?» – возмущается Старченко.
КСТАТИ
Врачебных ошибок с принятием закона может стать еще больше, предупреждает руководитель Института проблем управления здравоохранением Гузель Улумбекова. Дело в том, что новый закон отменяет обязательную послевузовскую подготовку (интернатуру и ординатуру) для врачей первичного звена.
Сейчас выпускники медицинских вузов в течение года проходят интернатуру, а потом еще два года могут повышать квалификацию по выбранному направлению в ординатуре. Начиная с 2017 года участковые врачи смогут приступать к практике сразу после получения диплома. «В западных странах минимальный срок послевузовской подготовки врачей составляет 3,5 года, а врачи-ординаторы получают хоть и не полную, но зарплату, а не жалкую стипендию», – напоминает президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов, также не одобряющий подобную экономию.
Источник: arena-rv.ru